четверг, 7 февраля 2013 г.

московский князь xiv в

Русские княжества конца XII - начала XIII в.: 1 - граница русских земель перед монгольским завоеванием, 2 - границы русских княжеств, 3 - поход монголо-татар 1236-1238 гг., 4 - походы монголо-татар в 1239-1240 гг. 1 - Киеввеое княжество, 2- Черниговское княжество, 3 - Переяславское

Галицко-Волынская Русь XIII в. оставила нам прекрасную повесть, автор которой так понимал свою задачу: "Начнем же сказати безчисленыя рати, и великыя труды, и частыя войны и многия крамолы..." (Ипатьевская летопись) ( 2 ПСРЛ, т. II, стр. 166.). Галицкая летопись князя Даниила Романовича - это не погодная запись. В ней перепутаны даты, нет скучной монотонной последовательности, так как автор писал по сути дела не хронику, а воспоминания; автор не благочестивый монах, утомляющий читателя цитатами из святых отцов, а дружинник, живой свидетель и участник походов и битв. Он помнит масть каждого княжеского коня, помнит, каким оружием кто бился, помнит, что во время похода уже был корм у коней ("траве же бывши..."). Речь его полна военных поговорок: "Можете ли древо поддрьжати сулицами и на сию рать дерьзнути?"; "Един камень много горньцев избиваеть". Красочно и живо с большим знанием дела описывает он битвы во всех подробностях. Наблюдая схватки передовых отрядов на просторном поле, он сравнивает их с турниром ("и гонишася на поли подобно игре") (В переводе хроники Иоанна Малалы слово "игра" синоним "уристания" "подрушия".). Через всю летопись проходит стремление показать читателю лучшие качества воина - отвагу, быстроту действий, решимость. Презрительными словами рассказывает летописец о венгерском воеводе, бросившем знамя в бою: "Марцел хоругве своее отбеже и Русь взятю и поруг велик бысть Марцелови" (курсив всюду мой. - Б. Р.), но с какою гордостью говорит он, что соседние народы "любящю рускый бой". В уста своего главного героя, которому "измлада не бы покоя" - князя Даниила Галицкого, он вкладывает всю воинскую философию своего времени: "Подобаеть воину, устремившуся на брань, или победу прияти, или пастися от ратных" (Галицкая летопись, 1234 г.) (ПСРЛ, т. II, стр. 174.). "Мьдляй на брань страшливу душю имать" (1231 г.) (ПСРЛ, т. II, стр. 172/.).

Русь сделала то, чего не смогли сделать ни Китай, ни держава хорезмшахов, ни Грузия, ни половцы - Русь остановила Батыя на пороге Европы и невольно спасла европейскую цивилизацию. С этого времени борьба с монголо-татарами становится одной из важнейших военных задач русского народа как внутри своей земли, так и на юго-восточных степных окраинах, откуда постоянно можно было ожидать набегов. Политическая дробность русских княжеств в XIII-XIV вв., обусловившая их поражение в борьбе с монголо-татарами, требует рассмотрения русского военного искусства особо в каждой отдельной земле: Галиче и Волыни, Новгороде и Вятке, Твери, Суздале и Нижнем Новгороде и, наконец, в Москве, ставшей в XIV в. "большим воеводою" объединенных русских сил.

Монголо-татары были обескровлены и на полтора года должны были приостановить завоевания. Походы на Чернигов, Киев и Галич настолько подорвали силы Батыева войска, что лишь по инерции, торопясь, уклоняясь от осады хорошо укрепленных городов вроде Кременца, Батый вышел за пределы Руси. Его войско было таким ослабленным, что достаточно было встречи с горстью чешских храбрецов, чтобы внук Чингис-хана повернул назад.

В сражениях монголо-татарская армия теряла одного за другим крупных полководцев: шурина Батыя Хостоврула, чингизида Кулькана и других. С каждым шагом вперед темп движения монголо-татарских войск замедлялся, победы достигались все труднее и труднее: Рязань была взята в шесть дней, Владимир - в восемь, а под Торжком монголо-татары, применявшие всю свою осадную технику, простояли две недели. Поход на Новгород не состоялся, богатый торговый Смоленск был обойден стороной в "тридцати поприщах", а под маленьким городком Козельском Батый простоял семь недель и смог взять его лишь, когда подошел второй отряд Киданя.

Не было ни одного русского города, который сдался бы монголо-татарам без боя; оборонялись до последнего укрепления, до последнего здания, которое можно было использовать как крепость. Уже в первой битве с рязанцами у границ Руси "мнози батыевы сильнии полцы падоша" (Повесть о разорении Рязани Батыем. Список хронографа 1599 г. В кн.: "Воинские повести древней Руси". М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 25.).

Современники говорят, что у Батыя, получившего в удел запад-вый улус, простиравшийся "от Иртыша до того места на Западе, куда наступит копыто монгольского коня", будто бы был составлен план покорения всей Европы. Под властью империи Чингис-хана уже лежала Русь, ни один раз принимавшая на себя удары кочевников с востока. Русские княжества, находившиеся в зените своего культурного развития, приняли на себя всю тяжесть удара монголо-татар.

Ни Грузинское царство, раскинувшееся по неприступным горам от моря до моря, ни воинственные орды половцев в необозримых степях Дешт-и-Кыпчак не смогли удержать Чингис-хана и его "четырех псов, вскормленных человеческим мясом". В Западной Европе купцы с Востока сеяли ужас своими рассказами о виденном у стен Ургенча и Тебриза. Люди уходили в монастыри, бросали свои дела, ждали кончины мира. Европа была загипнотизирована одним только именем беспощадного завоевателя.

С первых десятилетий XIII в, цивилизованный мир оказался жертвой невиданного в истории завоевания. Могущественные государства с многовековой культурой и технически оснащенными армиями оказывались побежденными. Обширная держава хорезмшахов не смогла сдержать напора подвижной и стремительной монгольской конницы, шедшей из Китая, где звериная ловкость монголов была дополнена сложным военным искусством китайцев.

Военное искусство

Пользовательского поиска

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

[1969 - - Очерки русской культуры XIII-XV веков. Часть первая. Материальная культура]

Военное искусство

Комментариев нет:

Отправить комментарий